пульS – Все о Кропивницком и области
Психология

Идентичность и профессиональное развитие личности

Общая деятельность в профессии, успех профессионального развития субъекта военно-профессиональной деятельности (ВПК) во многом будет зависеть от развития его профессиональной идентичности. Что означает понятие «профессиональная идентичность»? С чем или с кем человек идентифицирует себя в процессе профессионального становления, когда он выбирает тот или иной стиль профессиональной деятельности, формулирует жизненные и профессиональные задачи, как он их решает, находит смысл деятельности – на эти и многие другие вопросы нужно ответить, проводя психологический анализ сущности профессиональной идентичности.

Об этом в своей статье пишет Оседло В.И., руководитель кафедры психологии и педагогики Национального университета обороны Украины, кандидат психологических наук, доцент, полковник.

В современных исследованиях профессиональная идентичность выделяется как главный критерий профессионального развития личности и ведущая характеристика предмета работы. Эта точка зрения является результатом развития научной традиции, развитой в психологии труда, логики понимания критериев профессионального развития – от эффективности исполнителя до характеристик профессионала. Такой вопрос актуален и для оценки предмета ВПК, прежде всего, для оценки профессиональной субъективности сотрудника.

Идентичность и развитие в процессе профессионализации тесно переплетены: идентичность, с одной стороны, формируется в процессе профессионального развития, с другой – выступает в качестве одного из важных показателей становления профессиональной личностью. Для изучения проблемы профессиональной самобытности важно понять, какое место занимает это явление в общей структуре идентификации личности, а также ее роль в ее профессиональном самоопределении.

Проблема идентичности достаточно широко отражена в украинской и зарубежной литературе. В зарубежной литературе есть два основных контекста исследования проблем профессиональной идентичности: первый направлен на изучение профессионального развития, самосовершенствование личности, второй – на социальные стороны и факторы профессионального развития.

Учитывая связь профессиональной идентичности с профессиональным развитием офицера, мы прим. Карьерный рост офицера сопровождается изменениями в различных типах идентичности. Существует переход от частичных, далеких друг от друга идентификационных характеристик (знание индивидуальных качеств как профессионала и члена сообщества) к более общей концептуальной идентичности (знание их статуса и ролевой позиции, в связи с принадлежностью к профессии). Концептуальная идентичность является характеристикой, которая определяет карьерный рост и степень вступления в профессию юридического лица.
В рамках первого направления ученые изучают связь профессиональной идентичности с профессионализмом личности. При этом последний рассматривается как сложный процесс, включающий в себя: профессиональную подготовку, овладение стандартами и требованиями к исполнению мероприятий, понимание норм поведения в профессиональных группах.

Именно взаимодействие с другими членами профессионального сообщества позволяет человеку выучить точные профессиональные стандарты, оценить уровень своего мастерства в профессии. Подтверждение профессиональных норм помогает человеку сохранить профессиональную идентичность и сохранить свой статус в течение длительного времени. В этом случае личность выступает в качестве характеристики, близкой к профессиональному статусу человека.

На пути к профессионализации важная роль принадлежит осознанию профессиональных требований этических норм военно-профессиональной среды, овладения ценностями, которые происходят как профессия. Процесс формирования профессиональной идентичности, по сути, выступает в качестве соотношения индивидуальных особенностей и социальных действий в процессе профессионализации, что позволяет должностному лицу осуществлять профессиональное саморегулирование.

Идентичность тесно связана с социальным контекстом профессионального развития. В то же время основное внимание уделяется процессу социального обучения, который включает в себя приобретение специальных знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций, а также развитие новых ценностей, установок и компонентов идентичности. Это подчеркивает роль социальной среды в личном развитии и осуществлении деятельности.

Теоретический анализ проблемы профессиональной идентичности подтверждает идею о том, что последний, как ведущая характеристика субъекта юридического лица, может служить основным критерием профессионального развития личности. Учитывая взаимосвязь профессиональной идентичности с профессиональным развитием офицера, мы примыкоем к выводу, что в процессе профессионализации его личность может внести некоторые изменения. Профессиональная идентичность в то же время проявляется как сложное явление, которое формируется на основе индивидуального, культурного и активного опыта предмета работы и проявляется в его способности самостоятельно понимать свою деятельность, находить важность этой деятельности и способы самосовершенствования в ней.

Соответственно, установление предмета VPD раскрывается наиболее полно в достижении профессиональной должности офицера, который интегрирует профессиональные ситуации, отношения и образ меня, что характеризует идентичность, уверенность и целостность личности.

Подписывайтесь на наш Telegramm-канал.

Только о главном кратко и по сути.